Тест Lifan 820 в Китае

Седан Lifan 820 — будущий флагман, один из главных локомотивов роста для фирмы. Китайцы говорят, что «восемьсот двадцатый» — конкурент Тойоте Camry! На момент нашей встречи модель была в промежуточном положении где-то между концептом и прототипом.

Первым автомобилем руководителя концерна Lifan Group была Лада. Модификацию 75-летний Инь Миншань запамятовал. Помнит лишь, что машина была красная, без кондиционера и строго раз в полгода ломалась. Нынче босс Лифана ездит на заднем сиденье Audi A8. Его жизненный путь считается воплощением китайской мечты: от диссидента и мелкого предпринимателя до крупного влиятельного бизнесмена. Основанная Миншанем в 1992 году мастерская по ремонту мотоциклов с девятью сотрудниками нынче — третий по величине экспортёр автомобилей в Поднебесной. Господин Миншань пригласил журналистов в свой родной Чунцин, в штаб-квартиру и на завод компании, чтобы рассказать, как и за счёт каких моделей лифанцы увеличат долю на нашем рынке с одного до двух процентов.

Инь Миншань с детства мечтал о том, чтобы наводнённый в 1940-е иностранными товарами Китай стал сильным экспортёром. Сбылось. Руководитель Лифана занимает 187-е место в списке богатейших китайцев, носит генсековский френч и, говорят, нашёл-таки общий язык с компартией. Свою империю он намерен завещать дочери. Есть и сын, работает в Лифане, коллекционирует суперкары, но в боссы чего-то не годится.

Небольшая справка. Фирма Lifan пришла в 2007-м, лишь два года спустя со старта собственного производства автомобилей, заключив договор с группой Автомир и компанией Derways. С мая 2012-го завод в Черкесске перешёл от крупноузловой сборки SKD к полноценному циклу CKD. Дервэйс руководитель Лифана величает не иначе как первой любовью, которую нельзя предавать. Хотя… Миншань не исключает, что его подопечные построят в России свой собственный завод, где не будет моделей других марок, как сейчас на Дервэйсе.

Сейчас в нашей стране на конвейере и в продаже имеются четыре модели: седан Solano (Lifan 620), кроссовер X60, седан и хэтчбек Breez (Lifan 520), а также компакт Smily (Lifan 320). Прошлый год китайцы завершили с показателем 20 544 проданные машины, сохранив, как в 2011-м, статус самой популярной китайской марки. Из реализованных автомобилей 15 108 пришлось на Солано, 3853 на Smily и 1420 на паркетник.

Будущая продукция Лифана вплоть до 2017 года распланирована следующим образом. На малогабаритной платформе с колёсной базой 2400–2600 мм китайцы собираются построить кроссовер, паркетник с приставкой микро- и хэтчбек. Всем им положены двигатели объёмом 1,0–1,5 л. На средней «тележке» (база 2600–2700 мм) будут возведены пара минивэнов, два кроссовера, хэтч и седан. Этим даруют моторы 1.5–1.8, а также турбированные движки 1.2 и 1.4. При колёсной базе свыше 2700 мм платформа считается крупногабаритной. Ей отведён точно такой же набор моделей, как и средней, только двигатели должны быть «побольше»: 1.8–2.4 плюс турбомоторы 1.4 и 2.0. Четвёртая «телега» адресована заднеприводным микроавтобусам, останавливаться на ней не будем.
На обновлённый Смайли с моторчиком (90 л.с.,115 Н•м), как и на предшественника, сложно смотреть без слёз.

Нас познакомили с распорядком премьер Лифана в Китае. В этом году компания выкатила обновлённый Солано (Lifan 630), рестайлинговый Смайли (330), новый Бриз (530) и некий вэн. (Нетрудно заметить, что в цифровом обозначении модели прибавили по десятке.) В 2014-м дебютируют седаны с номерами 650 и 820, компактный кроссовер X50 и минивэн. В 2015 году увидят свет «шестьсот шестидесятый» седан и целый выводок паркетников: X40, X55, X66, X80. В 2016-м родятся X70, универсалы на базе 620-й и 720-й моделей, рестайлинг переживёт Breez. В 2017 году: новые 720-я, 530-я, вэн и 820-й универсал. Есть ещё такая новость — некоторые модели (720, 820, X70, X80) будут оснащаться ESP!

«Восемьсот двадцатый» седан — самое приличное из всего, что сегодня есть у Лифана. Удалось подсмотреть кое-какие характеристики. Длина — 4865 мм, ширина — 1835, высота — 1480 мм. Колёсная база — 2775 мм. Снаряжённая масса — 1433 кг, полная — 1808 кило. Оснащается моторами 1.8, 2.0, 2.4, пятиступенчатой «механикой» или шестидиапазонным «автоматом». С младшим движком (133 л.с., 168 Н•м) седан разгоняется до сотни за 15,8 с и достигает максималки 179,4 км/ч.

Интерьер седана Lifan 820 неокончательный. Китайцы снимать его на камеру запретили, пообещав предоставить «официальные шпионские фотографии». Причём так и не прислали — передумали. Раз обманули, публикуем неофициальный супершпионский снимок.

Календарь дальнейшей экспансии Лифана выглядит так. В декабре этого года к нам прибудет нынешняя флагманская модель марки — седан D-класса Lifan 720. У нас он получит имя Cebrium и предполагаемую цену от 500 000 рублей. В марте 2014-го явится новый Бриз. В апреле модель X60 обретёт «автомат». В июне привезут обновлённый Smily с вариатором. Также возможно, что вскоре компания решится на поставку к нам микроавтобусов, грузовичков, всяческой мототехники.

Седан Lifan Cebrium китайцы смело относят к бизнес-классу. Он построен на модернизированной платформе Солано: спереди стойки McPherson, сзади балка. Себриуму положены «четвёрка» 1.8 (133 л.с., 168 Н•м) и пятиступенчатая «механика». Российские цены, по идее, стартуют с 550 тысяч рублей.

Ставку лифанцы делают на кроссоверы. Единственный пока в линейке паркетник X60 в начале 2015 года станет полноприводным. Это вообще-то не планировалось, но раз россиянам нужен вариант 4 x 4, китайцы сделают. Многодисковую муфту собираются закупать у корейцев из Hyundai. Партнёры для работ над двойным «мокрым» сцеплением ищутся. Турбомоторы и новые коробки приобретут у европейцев. В любом случае новые члены «семейства иксов» — кроссоверы X50, X70 и X80 — станут полноприводными от рождения. Осенью 2014 года на Московском международном автосалоне Lifan покажет всё возможное новьё. Чего точно не стоит ждать от марки, так это дизельных машин: тяжёлое топливо в Китае плохое, да и спрос на питающиеся им автомобили минимальный.

Кроссовер Lifan X50 пока ещё совсем сырой. Лифанцы даже пытались пресечь фотосъёмку его экстерьера. Не вышло. А вот довольно интересный интерьер снять не дали.

Китайцам не привыкать к обвинениям в заимствовании технических и дизайнерских решений. Они отвечают: мы открыли свой исследовательский центр с шестьюстами сотрудниками (90% из них инженеры), у нас 1479 зарегистрированных торговых марок и 7207 патентов по всему миру, мы получили десятки сертификатов — и европейские E-mark, и американские DOT с EPA. Так и живём, честно, мол.

В нашу страну седан Lifan 820 приедет не раньше 2015–2016 года. До этого ему предстоит пройти тесты Euro NCAP на пять звёзд и прийти в соответствие экостандарту Евро-6: китайцы реально верят в это. И примерную цену называют — 600–650 тысяч рублей.

В настоящий момент Lifan владеет 20 заводами, в штате более 16 тысяч человек. Они выпускают порядка 500 тысяч единиц продукции в год. 300 тыщ этого объёма — автомобили, продающиеся в 70 странах. Остальные товары закупают 160 государств. На экспорт уходит 45–50% продукции. За рубеж китайцы старательно отправляют и людей: инженеров высылают на стажировку в Америку, Европу, на Тайвань. Вроде как приветствуются экспаты, в том числе дизайнеры.

Менеджеры Лифана не исключают создания суббрендов — новых марок для более дорогих и качественных, чем Себриум, автомобилей.

Кстати, о дизайне автомобилей Инь Миншань высказался отдельно. Мы, говорит, всё ещё ищем подходящий для себя стиль, пытаемся создать «свой ген», ведём переговоры с итальянцами. Да не с кем попало, а с мастерами, которые рисовали Bugatti Veyron. Мол, они (надо полагать, ателье Italdesign) уже два раза в Чунцин приезжали, скоро мы к ним с ответным визитом поедем!

Заводчане устроили трогательную встречу. Вот он, китайский ответ на извечный русский вопрос «что делать?».

По заводу в Чунцине, где четыре тысячи человек выпускают 200 000 машин в год, китайцы провели экскурсию. Всем выдали каски, такие же красные, как у рабочих. Вспомнилось, что на аналогичном по функциям предприятии Kia в Корее все, гости и хозяева, ходят с непокрытой головой. И ничего. Ну да, советские традиции довлеют в капиталистическом Китае. С порога предприятия в глаза стали бросаться жёлтые серп и молот на красном фоне, доски почёта, транспаранты и прочая «слава КПСС».

Лифанцы молча провели нас по заводу и показали штамповочный, сварочный и сборочный цеха.

Если на корейском автозаводе половина всего труда лежит на плечах роботов, то на китайском абсолютно всё делают люди. А поскольку выпускать автомобили им приходится вручную и инструменты довольно примитивные, на каждом рабочем месте находится большое количество трудящихся. Например, несколько парней заняты лишь тем, что складывают в стопку капоты. Много народу ходит с тряпками и протирает. В цехах неожиданно много девушек, работающих наравне с мужиками.

С первого взгляда кажется, что машины на заводе Лифана делают из фольги. Проба на ощупь подтверждает эту версию: как и ожидалось, дешёвые автомобили делаются из материалов низкого качества и прочности. Результаты ручной сборки тоже оставляют желать лучшего.

Общее ощущение от завода — чистенько, но бедненько. Коллеги, которые бывали на этом предприятии в 2011 году, констатировали, что ничего не изменилось. Ни в лучшую, ни в худшую сторону. На выходе из цеха сопровождающий нас русскоговорящий китаец раздал малюсенькие значки с надписью Lifan. Объяснил, что это спортивная символика: компания спонсирует местный футбольный клуб Chongqing Lifan, который играет в Первой лиге Китая. Ну и как играет? — спрашиваем. Тот усмехается: хреново!

Все дороги на заводской территории плотно, в два ряда, заставлены новенькими Лифанами. Дело не только в дефиците парковок. В основном это экземпляры, с которыми что-то пошло не так. Очередь за устранением брака.

Назвать «тест-драйвом обновлённого модельного ряда Lifan» 40-минутное кружение на клочке земли не поворачивается язык. Предполагалось, что этого времени нам хватит не только на поездить, но и чтобы что-то снять камерой. С другой стороны, более продолжительное испытание на просторе прототипы не выдержали бы. Они и тут-то вставали вкопанными…

Стоило коллеге резко затормозить «восемьсот двадцатым», как на него спрыгнула потолочная консоль.

Интересно, что компания Lifan по продажам на внутреннем рынке не входит даже в двадцатку лучших. В Китае вообще мало кто ездит на машинах местного производства, хотя стоят они тут сущие копейки. Вот и господин Миншань предпочитает иномарки. Кстати, не Ладой ли вдохновлялся автор логотипа Лифана? Больно похожи китайские кораблики на вазовскую ладью.

Да и сами машины Миншаня тольяттинским во многом подобны. Дешёвые и сердитые, они «идут на всех парусах», как велит им значение слова Lifan, к нетребовательному покупателю, ограниченному в средствах. Смахивает на китайскую месть за экспорт Лад. А что? Знакомый кореец, помнится, говорил: японцы — хитрые, а китайцы — злые.