Автомобильные новости 

Porsche: принуждение к электрификации

Жёсткие правила игры вынудили автоконцерны покинуть зону комфорта и заняться глобальным «озеленением» своих модельных рядов. Производители осознали, что не смогут сохранить статус-кво и продолжать выпуск автомобилей с традиционными ДВС, ведь требования экологического протокола Евро-6 приходится, так или иначе, выполнять. По сути, Volkswagen Group создали масштабный прецедент, который резко и без лишних сантиментов и уговоров сменил приоритеты остальных игроков [автоконцернов].

Несмотря на то, что «дизельгейт» – скандал мирового масштаба, украинцы в этой ситуации оказались в выигрыше. VW AG начал поставлять в нашу страну «акционные» машины по специальной цене.

Компания Porsche пригласила «АвтоМанию» в пресс-тур, посвящённый электрификации бренда. Ранее отказ от дизельных моторов официально объяснялся «смещением спроса». Однако, пообщавшись с инженерами компании, стало ясно, что основная причина смены вектора – именно негативные последствия «дизельгейта». Они вылились в дорогостоящую доработку дизельного мотора и программного обеспечения для соответствия новым экологическим стандартам. В прошлом году, например, из 11 000 проданных в мире Panamera, половина клиентов выбрали гибридный вариант и только 15% — дизельный. «Порше» поступила аналогично BMW (которые сняли с производства модель F80 M30), чтобы не тратить деньги на адаптацию устаревшего мотора к свежим эко-нормам. В связи с таким «творческим решением», из линейки Porsche в 2017 году стали пропадать модели с приставкой Diesel. Программа инвестиций в дизельные моторы также была закрыта, а исследовательские группы – перенаправлены на электрификацию модельного ряда. Но не буду лукавить, в Porsche никогда не разрабатывали и не производили дизельные двигатели – их получали от коллег по Volkswagen Group.

Согласно свежей прогностике, к 2025 году каждый десятый проданный автомобиль в мире будет с электрическим мотором. Поэтому уже сейчас премиум-бренды всерьёз принялись разрабатывать «электрическую жилу». Взять, к примеру, Daimler. Автоконцерн в ближайшие годы намерен потратить до 10 млрд евро (да-да, миллиардов) на выпуск десяти моделей с «шильдиком» EQ. BMW с не меньшим энтузиазмом смотрит в будущее и уже к концу следующего года планирует реализовать минимум 100 000 гибридов и электрокаров. Цифры кажутся астрономическими, но поживём – увидим.

Разумеется, исчезновение ДВС произойдет не в один момент. Последний двигатель внутреннего сгорания Porsche будет выпущен примерно в 2030 году.

Некоторые автоконцерны считают, что толчком для покупок электрокаров послужит популяризация электрической серии Formula-E. К этому классу гонок уже проявили интерес Porsche, Audi, BMW, DS (Ситроен), Renault-Nissan, Mercedes-Benz и Jaguar. Британцы в поддержку Формулы Е даже устроят собственную гоночную серию «I-Pace eTrophy».

Интерес к Formula-E объясняют тем, что времена, когда болиды Formula 1, NASCAR или WRC были конструктивно близки к серийным автомобилям, давно канули в лету. А Formula-E позволит обычным автовладельцам принять участие в соревнованиях без существенных вложений в доработку автомобиля, ведь клиент покупает у дилера автомобиль «уже готовый к автогонкам».

Принять участие в монокубке «I-Pace eTrophy» смогут все желающие, заплатившие за пакет Arrive and Drive. Он включает в себя участие во всех 10 гонках, электро-кроссовер I-Pace, транспортировку автомобиля, техническую поддержку, покрышки и всё необходимое оборудование для соревнований.

Сегодня уже никто не сомневается, что группа VW в полном составе нырнет в электрическую эру. До конца 2022 года Volkswagen Group инвестирует около 40 миллиардов долларов в разработку электромобилей, цифровых и автономных технологий, а также мобильных сервисов.

«О, салатик подъехал!», — так будут дразнить владельцев гоночных «батареек» фанаты «Безумного Макса», обклеивающие свои дома постерами с любимыми спорткарами на прожорливых ДВС.

Результатом смены приоритетов станет появление в 2019 году полностью электрического суперкара Porsche Mission E. Для доработки и производства данной модели Porsche наняла сотню IT-специалистов и 1400 новых сотрудников. Общий объём инвестиций в этот проект – около €700 миллионов. Средства предназначены на открытие новой сборочной линии, покрасочного цеха в Цуффенхаузене и модернизации завода по выпуску двигателей вместе с кузовным цехом.

Для ускорения и удешевления производства электромобилей, Porsche совместно с Audi создают единую платформу. Экономия с каждой стороны при этом составит до 30%. Отмечу, что многие производители сегодня работают над универсальными шасси, подходящими и под ДВС и под электрические силовые установки, но немцы считают, что, для достижения максимальной эффективности от каждого сантиметра конструкции, нужна платформа исключительно под электротягу. В дальнейшем оба бренда начнут выпускать электромобили на общей «тележке» под названием Premium Platform Electric (PPE). Она масштабируема и пригодна как для постройки кроссоверов, так и для седанов.

Разработкой платформы PPE занимаются в Ингольштадте, в помещении самого крупного производственного предприятия Audi и в Вайсахе – центре испытаний Porsche.

Серийная версия Porsche Mission E получит несколько вариантов, различающихся по мощности – от 400 до 600 л.с. Причём, подобно Tesla, электромобиль сможет увеличивать мощность силовой установки (в младших версиях), а также менять настройки поведения автомобиля в ходе программных обновлений. Кроме того, нам обещают динамику с «несколькими ускорениями подряд, без потери мощности». В цифрах это означает: с места до 100 км/ч за 3,5 секунды, разгон 0 – 200 км\ч займёт около 12-ти секунд. Это, кстати, столько же, сколько и у 600-сильного 4-литрового седана Mercedes-AMG E 63 S, который мы тестировали в Португалии.

В салоне Mission E попадаешь в царство больших экранов. Пора привыкать, это – новый тренд.

Самое чудесное, на мой взгляд, в этой истории с повальной «электрификацией» – твёрдая уверенность автоконцернов в том, что покупатели с энтузиазмом набросятся на «батарейки». На мой взгляд, чтобы электромобили получили массовое распространение, нужно побороть ряд проблем.

На закрытой встрече представители бренда не признались, какой будет цена серийного электрокара Mission E. Но ожидается, что она будет стартовать от 85 000 долларов – примерно столько же, сколько просят за базовую Panamera. Для справки, цены на Tesla Model S начинаются в районе 75 000 долларов. «Доступный» прайс Porsche, возможно, обусловлен тем, что немцы очень хотят продавать по 20 000 седанов в год. Guten Tag, Tesla! Как дела?;)

Porsche не ограничилась выпуском электромобилей и теперь решает и другие важные задачи. Сегодня у данного сегмента рынка есть два слабых места: зарядные станции и аккумуляторные батареи. Особенно эта проблема актуальна для спортивных моделей, которые в режиме «Race» могут проехать не дольше 20-30 минут, как игрушечные машинки из детства. Поэтому все бренды концерна Volkswagen Group направили усилия на поиск оптимального решения. И оно почти готово. В отличие от Tesla, немцы сразу перейдут на синхронные электромоторы. Они работают на переменном токе, где движение ротора полностью симметрично электромагнитному полю, в отличие от двигателей непостоянного тока. В двигателях непостоянного тока (асинхронных) скорость вращения ротора различается с потенциалом напряжения магнитного поля, созданным источником питания. Простым человеческим языком – асинхронные моторы уступают тем, что после нескольких «реактивных» разгонов у вас происходит сильная потеря мощности батарей. К слову, Tesla вскоре также планируют перейти на синхронный тип электромоторов.

Второй момент – на сегодня езда на дальние расстояния на электромобиле – не самая удобная затея. Улучшить положение в Европейских странах должна сеть зарядных станций Ionity. Компания интересна тем, что это – совместное предприятие VW Group, BMW Group, Daimler и Ford (сумма инвестиций не разглашается). Строительство комплексов мощностью до 400 кВ сосредоточено в Европе по основным магистралям с интервалом в 120 км. На каждой станции будет по 6 зарядок, пользование ими будет платным. До конца этого года обещают построить около 100 таких станций, до 2020 года – 400.

Porsche не забывает и об индукционной зарядке, но признаётся, что пока в этом направлении имеется немало проблем.

Ещё нам рассказали о производстве 800-вольтовой зарядной системы, которая за 20 минут сможет зарядить Mission E на 400 километров хода в спокойном режиме езды. Проект разработан совместно с японским гигантом Hitachi (очень мало кто об этом упоминает). Для зарядки автомобиля в частных домах клиентам также предложат 11 и 22 кВт системы.

Помимо быстрой зарядки, автопроизводители должны продолжать улучшать технологии производства и самих батарей. По словам главы электрического и электронного департамента Porsche Майкла Уве, они уже работают над новыми батареями, которые не используют жидкий электролит. Серийный вариант этой технологии стоит ожидать к 2025 году. А ещё через пять лет на рынок электромобилей выйдут литий-воздушные аккумуляторы.

Цена батареи к 2030 году может упасть до 70 долларов США за киловатт/час. Для сравнения – в 2017-18 цена составляет $208 за кВт/час. На фото концепт Porsche Mission E Cross Turismo.

Но глобальные СМИ затрагивают ещё одну скрытую проблему электромобилей – ограниченные запасы полезных ископаемых, необходимых для производства батарей. Они не так уж и велики, что сказывается на цене конечной продукции. Например, возьмём кобальт – в батарее смартфона его приблизительно 10 грамм, а в аккумуляторе электромобиля — от 8 до 12 кг. Так вот, 60% мировой добычи этого металла происходит в Демократической Республике Конго — одной из самых бедных и коррумпированных стран мира, где для добычи металла используют, в том числе, детский труд. После посвящённых этой проблеме публикаций Reuters и CNN автогиганты официально заявили, что введут контроль по закупкам кобальта, чтобы получать его только от добросовестных добытчиков. Тем временем, стабильно растущий спрос на редкий металл повлиял и на цены. 1 тонна кобальта на лондонской бирже цветных металлов за пару лет выросла более чем втрое — с 22,5 до 75 тысяч долларов.

Кобальт скоро может стать дефицитом, поэтому в Daimler видят альтернативу в использовании никеля в батареях. Если мировые запасы кобальта оцениваются в 7 млн тонн, то никеля – около 300 млн тонн. Плюс его добыча не ограничена одним регионом.

Поскольку испытать Mission E можно будет примерно через год, нам пока предложили прокатиться на «супергибридной» Panamera Turbo S E-Hybrid. Быстрая ли она? О, дааа! C места до «сотни» мы разогнались на 0,1 секунды быстрее (3,4 сек), чем сможет будущий электрокар – 3,5 сек. Тадададам. А вообще – электрический автомобиль такого класса – это очень круто даже сейчас. С нетерпением ждём Mission E!

Силовая установка состоит из четырёхлитровой битурбо-восьмёрки мощностью 550 лошадиных сил и 136-сильного электромотора, который находится прямо в коробке передач. Обеспечивает заряд литий-ионная батарея ёмкостью 14,1 кВт·ч с жидкостным охлаждением. Запас хода на чистой электротяге – 35 км.

Related posts